Аглона и Аглонская базилика
Наиболее значительный католический духовный центр Латвии и святыня мирового масштаба, куда ежегодно в День вознесения Девы Марии 15 августа приходят сотни тысяч паломников со всей Восточной Европы, – живописная, окруженная озерами Аглона в Латгалии. Аглонская католическая базилика – один из самых впечатляющих храмов во всей Прибалтике, кроме того, в народных преданиях о ней упоминается не одно чудо.
Духовный центр балтийских племен
Ученые считают, что балтийские народы жили в Аглоне почти две тысячи лет до Рождества Христова. Название «Аглона» произошло от слова «ель» на летгальском (латгальском) языке – в древности эту местность покрывали густые еловые леса, озера и реки. Аглона была святыней древнего балтийского племени - летгалов. Но в рукописях это место впервые упомянуто в связи с литовским королем Миндовгом – в 1236 г. он был убит и 12 сентября похоронен в этом месте вместе с сыновьями Рукли и Рипикиемом. Сегодня основанное Миндовгом государство считается предшественником Литвы. Но некоторые ученые уверены, что идеи Миндовга были намного шире – он хотел объединить и другие балтийские племена в христианском государстве. Между прочим, в этой легенде упомянута и королева, жена Миндовга Марта. Она была дочерью помещика Маделан, а в окрестностях Аглоны есть городище Маделаны с посадом, бывшим в свое время значительным политическим и хозяйственным центром.
Образование в Аглоне центра католицизма
В 1697 г. помещица Иева Юстина Шостовицкая при поддержке епископа Ливонии Николая Поплавского призвала доминиканцев из Вильнюса основать в Аглоне монастырь и школу. Пара Шостовицких даровала на новое начинание 17 деревень с 90 домами – «Во имя Божье и благословение латышам». В 1688 г. в Аглону прибыл настоятель Вильнюсского доминиканского монастыря отец Ремигий Мосоковский, чтобы в месте одной из святынь летгалов построить монастырь и церковь. Доминиканцы поместили в Аглонской церкви икону Богоматери, написанную по иконе Тракайского храма (Литва), о которой сложено множество легенд, все они повествуют о том, что оригинал был заменен и в Аглоне находится не копия, а настоящая икона. Саму церковь в Аглоне тоже построили по образцу Тракайской базилики, также посвятив ее Вознесению Богоматери. В Аглоне был создан и третий орден Св. Доминика, в который могли вступить и женщины, и мужчины, не желавшие отказываться от мирской жизни, но соблюдавшие устав ордена, раскаявшиеся в грехах и занимавшиеся милосердием.
Когда погибла возведенная в 1699 г. простая деревянная церковь, вместо нее в 1768-1780 гг. выстроили каменное здание монастыря и стройную церковь в стиле барокко с величественными шестидесятиметровыми башнями. В 1824 г. доминиканцы заказали экспертизу находящегося рядом с монастырем источника. Проведенные в Петербургской Медицинской академии анализы засвидетельствовали, что вода из серного источника может служить для медицинских целей, поэтому вскоре была сооружена простая больница на 10 мест. В Аглоне была также приходская школа, где детей полностью обеспечивали всем необходимым для обучения и жизни. В двадцатых годах XIX века в Аглоне была открыта духовная семинария.
После включения территории современной Латвии в состав Российской Империи начались репрессии против Аглонского монастыря, хотя это был единственный из восьми католических духовных орденов Витебской губернии, который не был закрыт. Но его обитатели были разогнаны, а монастырь стал своеобразной тюрьмой – в нем в статусе заключенных поселяли наиболее активных и непокорных католических священнослужителей, кроме того, последнее пристанище там находили также старые и больные священники. Во время Первой мировой войны в монастыре Аглонской базилики был и батальонный штаб, и лазарет, а в 1918 г., когда пришли большевики, они надеялись найти спрятанное золото, поэтому разгромили подвалы монастыря и базилики и разорили захоронения.
В период первой независимости Латвии в 1918-1940 гг. в Аглоне была открыта духовная семинария, бывшая одним из лучших высших учебных заведений, мужская гимназия, а позже – и женская гимназия. В 1940 г., после установления советской власти, церковное имущество было национализировано, гимназии перешли в ведение государства, а католических священников разогнали и преследовали. Во время Второй мировой войны преследование католиков и жестокая расправа со священниками продолжилась – оказалось, что вера казалась опасной как советской стороне, так и гитлеровской Германии. И в годы советской власти традиции и вера всеми силами выкорчевывались.
В 1980 г., когда католики Латвии отмечали 200-летний юбилей Аглонской базилики, папа Иоанн Павел II присвоил ей титул «Basilica Minoris» («малая базилика»), а через три года произвел епископа Юлиана Вайвода в кардиналы. В 1989 г., впервые за 50 лет, из Риги в Аглону отправились паломники, весь многокилометровый путь проделавшие пешком с песнопениями и молитвами. 15 августа 1989 г. на праздник Вознесения Богоматери впервые за много лет евхаристическая процессия прошла за забором церкви, а в саду впервые прошло богослужение на латышском языке.
Святыня, святой источник и чудотворная икона
Рассказывают о множестве чудес Аглоны. Например, некий крестьянин Кристап Матейсан из деревни Спики вез через озеро Циритис в Аглону крестить ребенка. Когда он плыл через озеро, поднялась буря и волны начали захлестывать лодку, и крестьянин, борясь с бурей, не заметил, что ребенок упал в озеро. Осознав несчастье, Кристап начал громко призывать Аглонскую Богоматерь. И в тот же миг ребенок нашелся вблизи берега – находившиеся на берегу люди вытащили его из озера живого и невредимого.
Написанную в XVII веке на дубовой доске икону верующие также считают чудотворной. А серную воду из бьющего на берегу озера Эглес источника, находящегося недалеко от базилики, наделяют божественной лечебной силой. Верующие отправляются в паломничество в Аглону, особенно на Троицу и в праздник Вознесения Богоматери. Ежегодно происходящие 14 и 15 августа праздничные мероприятия католической церкви в Аглонской святыне однозначно можно считать событиями государственной важности, так как их посещают сотни тысяч верующих разных христианских конфессий.
Предметы церковной обстановки созданы в XVIII веке, боковые алтари – в начале XIX века. Здесь хранится обширная коллекция картин, скульптур и художественных ценностей, в том числе знаменитая икона «Аглонская Чудотворная Богоматерь» (XVII в.), открываемая только в торжественных случаях во время религиозных праздников. Существует мнение, что она обладает целебными свойствами.
С приближением визита папы в Латвию в девяностых годах перед церковью была сооружена священная площадь, служащая и для процессий, и для крестного хода, и для молящихся во время главного богослужения. Площадь образована так, чтобы она была как бы огражденным священным местом, образуя с базиликой единый ансамбль. В 1993 г. Аглонскую святыню посетил и освятил папа римский Иоанн Павел II.
Паломничество в Аглону
15 августа – праздник вознесения Пресвятой Девы Марии. В Евангелии это событие не описано, но в церковной традиции имеются достоверные свидетельства этого факта. В Аглоне – это главный праздник года, и на нем обычно бывает каждый католик Латвии, желающий со своими единоверцами прославить праздник Богоматери. Сотни тысяч верующих молятся вместе, обновляют свои отношения с Ней и находят успокоение от Бога. Церковь старается делать все, чтобы сделать этот праздник ближе людям, чтобы у всех была возможность почерпнуть из источника жизни, т. е., от Причастия и Слова Божия в Священном Писании.
Одной из красивейших и удивительных традиций в современной Латвии является паломничество в Аглону, которое, готовясь к празднованию 15 августа, совершают верующие со всей Латвии. Наибольший путь проходят католики из Лиепаи, которым на долгий путь с другого конца Латвии требуется больше недели. С приближением 15 августа большие или меньшие группки молящихся, поющие и несущие хоругви и кресты, наполняют все дороги в окрестностях Аглоны. И ночное богослужение до глубины души трогает и переполняет всех, кто участвует в нем на площади Аглонской базилики, стоя плечом к плечу с братьями и сестрами по вере.
Королевская гора
Недалеко от Аглонской базилики, по дороге на Дагду, на берегу Аглонского озера находится Королевская гора – сад скульптур с образами Христа-Победителя, ангела, креста и двенадцати племен, вырезанными из дуба. Ухоженный сад скульптур создан на земле некого предпринимателя – он предполагал построить в этом красивом месте дом. Скульптуры вырезаны из древесины старого дуба. Для самой большой скульптуры Христа использован 600-летний дуб окружностью 4,5 м и высотой 14 м.
10.07.13 TravelForLife.ru
Все новости TravelForLife.ru
Оставить свой комментарий
Все поля являются обязательными для заполнения.
|